Анил Сет: сознание — контролируемая галлюцинация

Почему сознание подобно сну наяву и каковы переклички между теорией сознания и буддизмом.
«‎Говорит бессознательное» — канал о творческой и небогемной жизни писателя.

Новая теория сознания и естественный отбор

Британский профессор когнитивной и вычислительной нейронауки Анил Сет 20 лет изучает феномен сознания. Не с философской точки зрения, а с самой что ни на есть прикладной, в некоторой степени медицинской. Даёт определение, формулирует подходы к тому, как измерять уровень сознания, объясняет, как оно работает.

В книге «Быть собой» Сет приходит к выводу: сознание работает совсем не так, как мы привыкли о нём думать.

Например, мы думаем, что видим глазами реальные цвета, но на деле, цветов не существует. Существуют потоки электромагнитных сигналов, которые органы зрения передают в мозг. Эти сигналы основаны на информации об отражении света от объектов и, что важно, они достраиваются мозгом до зрительных образов, одна из характеристик которых — цвет.

«Мы никогда не “испытываем” сами сенсорные сигналы, мы испытываем только их интерпретацию».

Существа с более чувствительными зрительными органами различают больше цветов, чем мы, с менее чувствительными — меньше. И нельзя сказать, что одни воспринимают более реальные цвета, а другие менее.

То же и с другими чувствами. Кажется, если мы трогаем какой-то предмет, обоняем его или видим, значит, этот предмет реален. Зачастую это так, как правило. Но не всегда.

Наш мозг обрабатывает электрические импульсы от органов восприятия и прогнозирует реальность на основе этих импульсов и предшествующего опыта. Отсюда и рождается озвученная и имеющая запах и цвет картинка.

«Восприятие — это творческий, генеративный акт, это проактивная интерпретация сенсорных сигналов и взаимодействие с ними».

Ключевой факт в том, что картинка у нас в голове строится после! акта восприятия. Проще говоря, мозг «придумывает» её, или «додумывает». Сет говорит об этом радикальнее:

«Содержание сознания — это что-то вроде сна наяву, контролируемой галлюцинации, которая одновременно превосходит реальный мир и уступает ему».

или:

«Можно сказать даже, что все мы постоянно галлюцинируем. Просто, когда мы сходимся во мнении относительно этих галлюцинаций, мы называем их реальностью».

Цель галлюцинирования — предсказать реальность исходя из информации от органов чувств и прошлого опыта. Этот механизм в нас зашила эволюция, он помогает нам выжить.

«Всё наше восприятие и все наши ощущения, будь то от самих себя или от окружающего мира, представляют собой идущие изнутри контролируемые и контролирующие галлюцинации, которые берут начало в телесных прогнозных механизмах, выработавшихся в ходе эволюции, развивающихся и непрерывно действующих в свете основополагающего биологического побуждения остаться в живых».

Всё, что мы воспринимаем, опосредованно и иллюзорно. Это не значит, что всего вокруг не существует. Это значит, что то, что мы видим, слышим и считаем 100%-но реальным — не является таким.

Мы живём внутри восприятия, которое творим сами. Творим не по собственному произволу, а при помощи механизмов, зашитых в нас эволюцией. Творим, потому что это наш эффективный способ в ней выжить. Но именно творим, а не воспринимаем напрямую.

Переклички с буддизмом

Я интересуюсь буддизмом. Я не практикую, но с любопытством читаю про него уже несколько лет.

Одним из самых острых мест для меня всегда был тот факт, что все вокруг говорят: буддизм не противоречит современной науке. О многих других учениях и религиях такого, конечно, не скажешь. Но заявить одно, а чему реально он не противоречит? Как он пересекается, допустим, с современной физикой, с биологией, с наукой о сознании?

Держа этот вопрос в уме, я примечаю и собираю такие переклички и пересечения. Книга Сета важна для меня как раз поэтому. Сет на научном материале доказывает, что восприятие опосредованно и что не существует реальности в том виде, в котором мы её мыслим и воспринимаем. Ровно то же самое доказывает буддизм.

Вот, например, слова признанного мастера дзогчен (одно из направлений тибетского буддизма) нашего времени Тулку Ургьена Ринпоче:


«Все явления — это волшебная игра, представление, воспринимаемое одним лишь умом. Фактически, можно сказать, что восприятие явлений — это волшебное шоу ума».

Кстати, из сказанного выше не следует, что реальности не существует или что реальность — это иллюзия. Неопытному глазу может показаться и кажется, что буддизм — это такой нигилизм, отрицающий реальность. Конечно, это не так.

Тут грех не ввернуть ещё одну цитатку:

«По этому поводу Нагарджуна сказал: “Тот, кто считает вещи реальными, туп, как корова, но тот, кто считает, что их не существует вовсе, ещё тупее”».

Перефразирую идею другого известного учёного-когнитивиста, американца Дональда Хоффмана: что-то существует, но мы не имеем объективного знания о том, что именно. Не имеем потому, что наше восприятие не объективно.

Восприятие человека подобно интерфейсу, через который мы получаем знание о мире и природе. Этот интерфейс сформирован тысячелетиями естественного отбора не для того, чтобы мы постигали истину, а чтобы выживали и размножались. Этот интерфейс даже близко не претендует ни на объективность, ни на способность познать мир.

Именно в этом смысле наше восприятие иллюзорно. Вовсе не потому, что ничего нет или ничто вокруг не существует.

Ссылки